Р. В. Домбраускас,
старший пастор Ассоциации церквей "Дом Жизни"
Церковь в глазах современного человека
В наш бурный развивающийся век понятие о Боге становится все более и более противоречивым. Наряду с появлением различных учений о Боге возникают и группы, несущие откровенный оккультизм, мистицизм и даже сатанизм.
С другой стороны, множество христианских деноминаций претендуют на обладание полнотой истины и зачастую конфликтуют друг с другом, что ослабляет свидетельство Христово в глазах окружающего мира.
Как же в этом разобраться, и где критерий истинности? Как оценить правильность данного течения, и какую христианскую общину мы можем назвать Церковью Христовой?
Бог сам оставил свой критерий, по которому мы можем судить "судом истинным". Это Его Слово - Библия. В ней есть все, чтобы определить и поставить точный диагноз данной поместной общине.
Многие сегодня говорят: "Истинная церковь - Православная", другие: "Католическая", а третьи: "Пятидесятническая" или "Баптистская". Если вы кинете беглый взгляд сверху и послушаете многих простых людей, верующих в Бога, то услышите от американцев, что истинная церковь - это Евангельская, от россиян - Православная, а от большинства европейцев - Католическая или Англиканская.
Давайте взглянем на статистику:
по данным 2001г. всего на Земле христиан - 2 млрд.
- самая большая деноминация - Католики - 968 млн.
- Протестанты - 466 млн.
- Православие - 218 млн.
- Другие - 275 млн.
И, конечно, каждая из конфессий уверена в правоте своей веры. Какая же из них спасется? Какая из них ближе к Богу? Какая сядет по правую и по левую руку в Царстве Христа?
Главное и второстепенное
Христианское учение включает в себя требования для спасения и условия для совершенствования.
К требованиям к спасению относятся:
- покаяние;
- разрыв с грехом;
- благочестивая жизнь в послушании заповедям Господним.
Условия к совершенствованию относятся к уже спасенным людям. Апостол Павел в Фил. 3:15-16, раскрывая секрет своей духовной власти, говорит: "кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить".
О чем идет речь? О спасении? Нет, но о мере посвящения христианина и целях жизни, которые открыты спасенному человеку. Вопросы, относящиеся к вопросам совершенства, мы называем вопросами совести, где христианин сам определяет, насколько и каким образом он посвящает себя Богу.
Августин выразил это знаменитой фразой: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь". Мы не можем судить друг друга и решать, кто спасен, а кто отвержен Богом, если он исполняет главные требования ко спасению. Под второстепенными вопросами, относящимися к совести человека, мы понимаем практику выражения христианской веры, такую как литургистика богослужений, музыкальные стили, формы выражения своих убеждений, методы распространения Евангелия, динамика христианской жизни.
Все любящие Господа от чистого сердца, живущие по Слову Божьему, имеют один корень - Бога Отца и Господа Иисуса Христа: Еф. 4:4-7 "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова".
Библия учит нас о статусе церкви. Она есть полнота, наполняющая все во всем. Глава Тела Церкви - Христос - делает ее вечной, т.е. небесной. Необходимо быть осторожным, чтобы на земле не забыть о словах Христа, который сказал: "Царство Мое не от мира сего". Такие понятия, как церковь и государство, должны быть ясно очерчены. На одном из соборов была принята доктрина об отделении церкви от государства. И хотя наша социальная позиция должна быть активна: мы, как граждане своего государства, участвуем в жизни общества, в решении его проблем и не чужды своих патриотических корней, - но наша организация духовна.
Проблемы обмирщенной церкви
Национализм и христианство - несовместимы. Это взаимоисключающие понятия. Культура страны, которая неизбежно будет иметь место в поместной общине, не должна влиять на неизменное учение Господа о любви Бога ко всем народам и превозносить один народ над другими, одно церковное учение над другим. Это разрушает дух братолюбия к искренним Божиим и противоречит духу Писания и учению Христа.
Политизация церкви, когда церковь сражается за власть мирскими методами, и национализм, возвышающий один народ над другим, также противоречит духу и истине Писаний. Это и есть закваска Иродова, посягающая на простоту церкви. Идеологии мира, сменяющие одна другую, не должны изменять доктрину церкви Христовой о спасении избранных из разных колен, языков и племен…
Библейский взгляд на церковь
Что есть церковь Христова? В переводе с греческого "екслессиа" - "вызванные", т.е. отделенные для определенной цели. Человек, принявший Христа, принимает гражданство Царства Христа и Бога. Собрание людей, которые сообща соблюдают Слово и служат Богу и людям - и есть Церковь.
Какие критерии существуют для определения церкви?
1. Слово Божие. (В истинной церкви должно преподаваться верное учение Христа
- спасение
- вера
- благодать
- освящение
- жизнь по Духу в заповедях Божьих
- учение о возвращении Иисуса Христа и грядущем Царстве).
2. Священство (Божьи служители, соответствующие параметрам, определенным Писанием, имеющие способности от Бога и благочестивую жизнь).
3. Таинства
- Евангельское учение определяет минимум 2 таинства, которые должны совершаться в
церкви - это
1) причастие (хлебопреломление)
2) водное крещение (свидетельство Завета с Богом)
4. Поклонение
Должно быть в Духе и истине.
Практика богослужения должна вести:
- к прославлению Бога;
- к истинному благочестию и плодоношению верующих;
- к спасению неверующих.
5. Преемственность.
Этот вопрос понимают по-разному.
- Многие считают, что священнику необходимо доказать свою духовную родословную вплоть до Апостола Петра или Павла.
- История церкви, однако, знает много случаев, когда многие движения, засвидетельствованные Богом и временем, начинались с помазанников, движимых Святым Духом подобно Апостолу Павлу. Будучи отвергнутыми деноминациями, они не были отвергнуты Богом и, более того, приносили плоды и совершали знамения.
- Преемственность - это, может быть, более способность к сохранению созидательного единства с Телом Христа, а также участие в истории церкви Христовой, рожденной со дня Пятидесятницы, и ее понимание.
6. Победоносность.
- Истинная Божья церковь побеждает. В Мф.16 Иисус сказал Петру: "Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". Он есть Альфа и Омега. Если Он начинает, то Он и заканчивает. Истинная церковь оказывает победоносное влияние на жизни учеников.
- Какие критерии существуют для определения истинного христианина?
- он рожден свыше (он имеет Духа Святого в сердце);
- он живет в чистоте и святости;
- он принадлежит к поместной церкви;
- в своем жизненном хождении он выражает свое поклонение Богу и исповедует свою веру;
- он плодоносен для Христа (его жизнь влияет на других для распространения славы Царства Божьего).
Библейский взгляд на секту
Для определения сектантства Иисус Христос Сам дал нам знаки:
- ложное поклонение (оно не ведет нас к Богу, но отдаляет от Него);
- отсутствие благочестия и святости в личной жизни;
- отсутствие плода (потребительская, а не жертвенная концепция);
- ложное учение (не базируется на Библии: неверное учение о Боге-Отце, Сыне, Святом Духе, учение об искуплении, спасении по благодати, практика христианской жизни в послушании заповедям Господним).
Немного о церкви в России
Сегодня множество мирян в России считают, что истинная церковь - это Русская Православная Церковь. И такой взгляд оттачивался на протяжении долгого времени через учение Православия. Многие идут дальше и считают, что только в России истинная вера, и только русский народ - избранный Божий народ. Откуда столь смелые и агрессивные заявления? Давайте посмотрим на причины и проверим их по Слову Божьему, потому что Библия учит нас: "Все испытывайте, хорошего держитесь…"
Искаженные доктрины:
1. Церковь - новый Израиль
Библия учит, что у Бога есть план для церкви, который отличается от плана для Израиля. Об этом есть учение Апостола Павла в Послании к Римлянам 10-11 гл. Искаженная доктрина высвобождает дух антисемитизма, который говорит: "Евреи распяли Христа".
Но Бог сказал Аврааму, отцу евреев: "Благословляющие тебя будут благословлены, проклинающие - прокляты". А Павел открывает о последнем времени: "Весь Израиль спасется". И это потому, что узрят Того, Которого пронзили.
2. Поклонение образам
Исх. 20:4-5 - "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им".
Православная церковь говорит, что поклоняется не образам, но Богу через них, но дело заходит много дальше, когда начинается паломничество к исцеляющей иконе или еще какому-нибудь святому фетишу или на "святое" место.
3. Молитва к святым умершим и Ангелам
Мы должны приходить непосредственно к Богу путем Новым и Живым через Кровь Иисуса Христа, и притом с дерзновением, ибо Един посредник между Богом и человеком. Евр.10:19-22 "Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, И имея великого Священника на домом Божиим, Да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою".
4. Практика поклонения
Смешение Ветхозаветных образов поклонения с языческим мистицизмом.
- Святые сосуды;
- Святая вода;
- Кадила, свечи;
- Старославянский язык (отдаляющий понимание Христа для обычного человека);
- Молитвы за умерших.
5. Устранение Писания Преданиями.
Использование апокрифических книг, расходящихся с учением Иисуса Христа и практика на основании этих доктрин (отпевание, обрезание волос при крещении).
6. Национализм.
Русский человек должен быть только в православной церкви, остальные "нехристи" и "неруси", все остальные конфессии - "иностранные".
Выводы:
а) Имеет ли евангельское движение право на свободное поклонение Богу?
1. Да, потому что Библия дает такое право.
2. Да, потому что справедливость дает такое право.
3. Да, потому что конституция России дает такое право.
(Наша страна светская и не имеет государственной религии)
б) Новое время должно приносить церкви новое понимание и новые решения и действия.
в) Библия учит против обособления и национализма
- о распространении Евангелия (Мф. 28 - во все народы)
- о вечной жизни для всех времен, племен, языков.
- о будущем наполнении Земли славой Бога, как воды наполняют море, и, конечно, это не значит, что народы должны стать православными и в каждом населенном пункте будет русский православный храм.
г) Призыв к Россиянам и верующим
- притча о спящем Илье Муромце.
- он восстанет от чаши, полной чистого Евангелия.
Только в этом наш шанс, судьба и слава!